Атлетико – Арсенал. Великий двуликий
«Мало кто обращает внимание, что это человек, который выиграл два подряд сложнейших чемпионата на планете, будучи ведущим нападающим своих команд. Никто не вспомнил, что он крайне быстр и резок, несмотря на внушительные физические данные. Всем плевать, что он по футбольному умен, техничен и мастерски читает игру…»
«Ничего так нападающий, выше среднего, где-то даже может порешать, хотя часто выглядит просто посмешищем, как например на ЧМ-2014. Но это ладно. Как можно спорить с тем, что он мразь? Много кто ведет себя неподобающе, но так мерзко, как он – никто. Смотрю футбол уже лет 25, много видел дегенератов (Эдмундо, Стоичков, даже Винни Джонса застал), но так подло на моей памяти никто не играл. Как он наступал на Шкртела и Джана, как провоцировал Стиви Джи, как кидался козюлями в Рамоса (это отдельный сферический пипец в вакууме), как вытирал сопли о Пепе… Он мелкий и грязный провокатор и в очередной раз доказал это в матче с «Арсеналом». Практически в каждом матче с его участием я недоумеваю, как ему досихпор никто ногу не сломал, и честно говоря, очень этого жду…»
«Самое настоящее зло на свете – это все мы: невнимательные, мстительные и неспособные разглядеть в поступках других людей самих себя. Профессиональный спортсмен обошёл вместе с «Атлетико» самих Мессии Ронаддо, стал чемпионом Англии в первый же сезон на Туманном Альбионе, без лишних оговорок и жалоб на адаптацию. Но многих волнует экспансия его поведения, а не одаренность игры в футбол…»
«Дело в том, что он ведёт себя, как самая настоящая мразь, и тут его чисто игроцкие навыки не имеют никакого веса. Он ведёт себя, как самый настоящий подонок, и спорить с этим может только слепой. Играй он хотя бы в начале 90-х, такие ребята, как Верховод, Коллер или Джонс сломали бы его без зазрения совести, а я бы им только поаплодировал. Но сейчас футбол причёсан и прилизан, а местами даже кастрирован, и потому такие ублюдки безнаказанно (дисквалификации от разных комиссий не в счёт – речь о возмездии прямо на поле, в игре) позволяют себе размазывать сопли по соперникам, наступать на них, когда те лежат на газоне. Или совать свои грязные руки в лицо Кошельны…»
«Он профессиональное воплощение всего напряженного, агрессивного и мятежного, что было накоплено людьми за время существования самого популярного вида спорта. Он абсолютный хищник в спортивном понимании этого термина и для достижения цели готов на всё. Плюнуть, наступить, отмахнуться. Если нужно – задрать соперника до появления в руке арбитра красного прямоугольника. И когда карточка в итоге достается оппоненту, наш герой, избавляясь от лишней помехи, выполняет необходимую для победы процедуру. Грязную, зато, как ему видится, единственно верную в ситуации, когда другие настойчиво стремятся выхватить пищу из лап. Футбольный мяч – его инстинктивная добыча, которую во что бы то ни стало нужно затащить в штрафную и уже в логове насытиться сполна. Утолить голевой голод. Защитники, лицом к лицу сталкивающиеся со зверем, по долгу службы вынуждены заниматься неблагодарной и весьма рискованной работой отбирать еду у волка. Неповинен зверь в своих мыслях и деяниях, раз на пути угроза…»
«Помню, был такой Эдмундо по прозвищу «Скотина». Так вот этот криворылый хмырь – его апгрейд-версия…»
Всё это – крошечная толика высказываний об одном и том же человеке, которая вылилась на инетпросторы после недавней скандальной истории, случившейся в матче Премьер-Лиги «Челси» «Арсенал». Конечно же, р Диего Косте. Полагаю, нет нужды еще раз описывать стычку с участием двух «канониров» и одного «челсюка», которая произошла в конце первого тайма и закончилась красной карточкой Габриэлю Паулисте. Точнее, не закончилась, а началась, потому как после ряда протестов и резких высказываний наказание Паулисте было смягчено (карточку отменили и присудили штраф), зато Коста огрёб три матча отсидки. История эта излагалась многократно и в мельчайших подробностях, людьми самых разных футбольных «вероисповеданий», «либералами» и «радикалами», прочелсийски настроенными и античелсийски, вдумчивыми и эмоциональными.
Но причиной появления этого материала стал не упомянутый скандал – их в биографии нашего героя/антигероя было предостаточно. И даже не его очередной день рождения, который он отметит 7 октября, аккурат в день выпуска этого номера… С Диего Костой нам в самое ближайшее время предстояло пересечься трижды -12 октября в рамках сборных и матча отборочного турниракЧЕ-2016 Украина-Испания (увы, вряд ли ключевого для нашей команды, в потерю каких-то очков словаками против Белоруссии и Люксембурга верится с трудом, но все-таки…), затем, всего-то через 8 дней, в поединке группового турнира ЛЧ «Динамо» – «Челси» (а вот тут, с учётом нынешней никакущей формы лондонцев, заруба предстоит конкретная) и, соответственно, в лондонской «ответочке». Правда, Испания уже отпала.
Но два раза – тоже ничего, тем более персона более чем любопытная. И о сборной поговорим, а как же!
«ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК»
«Врага нужно знать, чтобы уметь с ним бороться», не так ли? Ну вот давайте и «разъясним» себе этого персонажа, как планировал сделать это булгаковский Шарик, глядя на сову.
Диего Коста далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он весьма многогранен. Помните стишок: «Прелестная картина – ангел и скотина!»? Или, к примеру, культовую повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»? Так вот это как раз о нём. Только обе ипостаси, что «докторская», что «мистерская», у Копы не сменяют одна другую, а проявляются одновременно. В нем удивительным образом уживаются великолепные футбольные качества и омерзительные человеческие. Ему все равно, с какой ноги бить, габариты позволяют ему вести успешную силовую и верховую борьбу в чужой штрафной и при этом не мешают совершать резкие рывки, уходя от соперников на 3-4 метрах, даже наносить акробатические удары в падении или в полёте. И пусть с дистанционной скоростью и обводкой у него проблемы, он прекрасно чувствует и выбирает позицию, может при необходимости подыграть партнёрам – всё это он в лучшем виде демонстрировал на протяжении двух предыдущих сезонов, сумев, как уже отмечалось выше, стать ведущим форвардом двух разных команд, выигравших титулы в двух сильнейших мировых чемпионатах – Испании и Англии.
Диего Коста был «своим», едва ли не ключевой деталью, в отлаженном механизме диего-симеоновского «Атлетико», команды предельно жёсткой, мощной, решительной, бескомпромиссной, технике и импровизации всегда предпочитающей напор в атаке и радикальность мер в обороне. Он стал не менее «своим», я бы даже сказал – идеальным, игроком в «Челси», у Жозе Моуриньо, для которого любые способы борьбы легитимны, если они ведут к достижению цели. Ведь для «Особенного», как говорится, «ночью все кошки серы, женщины все хороши».
И в то же время редкое появление Косты на поле обходилось (и обходится) без событий со скандальным привкусом. Даже не забивая, он постоянно привлекает к себе внимание. Любым способом – тут его фантазия, как и при взятии ворот, поистине безгранична. Кажется, не существует в мире такой пакости, которую он не смог бы устроить сопернику – невзирая на лица и авторитеты, при этом не столько болезненную, сколько унизительную, обязательно провокационную, вызывающую кжизни самые низменные чувства оскорблённого им человека. Многие, знаете ли, в ответ не сдерживаются.
У меня, признаться, нет по этому персонажу однозначного мнения. Наверное, потому, что я давно для себя установил – в любой дилемме истина по своей давней традиции всегда валяется где-то посередине. Одни с пеной у рта утверждают, что Диего Коста – один из лучших исполнителей в редкостном для нынешнего футбола амплуа центрфорварда-«столба», даже Ибрахимович – «уже немного не то», разве что, так уж и быть, Левандовски малость повыше котируется и то разве что нынче, когда он голы пачками и мешками грузит. И потому можно спокойно закрыть глаза на некоторые странности в поведении бразильца – ведь «волк не виноват, что ему хочется кушать!». Другие с не меньшей горячностью твердят, что большую мразь, чем Коста, еще попробуй отыщи, а потому все его снайперские качества можно засунуть туда, куда и ему самому прямая дорога. Мол, забивают-то многие, а скоты среди них наперечёт.
Что-то не тянет ни в один лагерь, ни в другой. И бомбардирские таланты Диего Косты у меня под некоторым сомнением, и его выходки почему-то вызывают не ненависть и ярость, а максимум брезгливую усмешку. Любопытно, что в поддержку буйного нападающего по мотивам его последней эскапады выступили не самые последние в футбольном мире люди. Гари Нэвилл, к примеру, посетовал, что «… три матча дисквалификации за такое – чересчур. Один – еще куда ни шло…» Затем, в колонке «The Telegraph», усугубил: «Диего Коста – просто кошмар для тех, кто играет против него, и я аплодирую ему за это. Диего Коста – монстр, и я от него в восторге!» А престарелый Пеле поведал, что «… в моё время подобные действия не считались чем-то предосудительным и не вызвали бы такой бурной реакции…» (Звучит странновато, потому как сам Пеле, судя по рассказам о нём, был Королём футбола во всех смыслах этого слова и отличался джентльменским поведением. Хотя и объяснимо… «Внучка, как фамилия того немца, от которого я без ума? Альцгеймер, бабушка!»)
В самом деле, ведь к резонансному эпизоду в матче «Челси» -«Арсенал» можно подойти и с такой позиции: Диего Коста ничего страшного не совершил, отмашка от Кошельны заслуживала максимум жёлтой, зато своими действиями он спровоцировал нервного Паулисту на прямую агрессию, тем самым добился численного преимущества для своей команды, что вкупе с игровым перевесом привело в итоге к столь необходимой для «Челси» победе. Ну прямо герой без страха и упрёка, верно? Впору памятник ставить за добытые для своей на всю голову кризисной команды горловые три очка! И даже дисквалификация постфактум не выглядела смертельной -один матч Коста пропустил против какого-то левандоса в Кубке Лиги, еще два «Челси» проводил против столь же убогого «Ньюкасла» и дома против «Саутгемптона», где можно было обойтись и без бразильца (уже сыграли: с «Ньюкаслом» – 2:2, с «Саутгемптоном» -1:3; не обошлось, как видите). С точки зрения Моуриньо, повторюсь, это безусловный позитив и повод для признания игрока лучшим в матче («А ваш «Арсенал» хлебом не корми – только дай на что-нибудь пожаловаться!»).
Но давайте рассуждать здраво. Не могу согласиться, когда в качестве аналога поведению Диего Косты приводят пример Найджела Де Йонга, ломавшего соперникам ноги как спички. Голландец постоянно шёл в сверхжёсткие стыки с обоюдным риском – нанести травму или получить ее самому. Это бескомпромиссность, жажда борьбы, бойцовский характер, отвага, пусть и на тонкой грани с безрассудством. Не соглашусь и с кандидатурой Луиса Суареса – укусы уругвайца говорят то ли о лёгкой степени шизофрении, то ли о постоянном недоедании в детстве. А вот исподтишка наступить на ногу упавшему и уже выключившемуся из борьбы защитнику или высморкаться в перчатку и «дружески» растереть это по плечу соперника, хотя бы, к примеру, Серхио Рамоса – это уже явный признак подпятники и тухлятинки в характере и воспитании.
Особенно огорчительно то, что каких-то особых поводов для подобных выходок у Диего Косты вроде бы нет. Будь он невзрачным коротышкой, только и умеющим, что вырывать ноги соперникам, его еще можно было бы понять. А Коста высок ростом, широк плечами, хорош напором и ударом, взял два титула подряд в Испании и Англии – чего еще надо? Забивай себе, как забивал раньше, и почивай на заслуженных лаврах всеобщего уважения. Так нет же, обязательно нужно кому-то локтем по зубам съездить, в лицо плюнуть, сказать что-нибудь пакостное, схватить за кадык, а то и за причинное место.
И так у него практически во всём. Как вам, к примеру, такое? Вот в сети распространяется сообщение, что Диего Коста открыл в родном городе Лагарту школу – и не узкопрофильную, чисто футбольную, как следовало бы ожидать, а самую обычную общеобразовательную школу для детей из малоимущих семей, пусть и со слегка футбольным уклоном. Оглашена цель мецената: «Я хочу дать детям образование, отвлечь от улицы, наркотиков. Даже если при этом из них не получится великих футболистов, ничего страшного…». 200 детишек бесплатно учатся, кормятся и получают медицинское обслуживание. Впору прослезиться. И одновременно появляется пространная статья в испанской «Е1 Pais», где Диего признаётся: «В детстве я ненавидел всех своих футбольных соперников. Я их дразнил, оскорблял, лупил по ногам. Я хотел всех их убить…» «Хороший мальчик!», как молвил в «Брильянтовой руке» Андрей Миронов, размазывая по лицу мороженое. А Слепой Пью в мультэкранизации «Острова сокровищ» (опять Стивенсон!) подхватил…
А. Ф. Я бы сделал акцент вот на чем. В команду Диего Симеоне тезка главного тренера Коста вписывался как родной, потому что сам наставник был тот еще персонаж боец и провокатор, что не мешает инчас и тифози его обожествлять; «Эль Чоло» и команду выстраивал под себя – где не выиграем, там затопчем-загоняем. Команда же Жозе Моуриньо отчаянно нуждалась в «яйцах» – помните знаменитую пресс-конференцию после поражения от «Кристалл Пэлэс» в 2014 году, положившего конец надеждам «Челси» на чемпионство? Это когда Моур в письменном виде дал ответ на вопрос «Чего не хватило вашей команде?» Более того, судя по тому, что «Синие» пытались приобрести Косту еще летом 2013-го (тогда же он, Чеглову, отказал и «Ливерпулю»), Моуриньо осознал проблему с ходу!
Правда, говоря о «Челси», мы всё время слегка уходим в прошлое – потому что от нынешнего подташнивает, простите…
СКОЛЬКО ДАЮТ ЗА ДВАЖДЫ КУПЛЕННОГО
Кстати, о детстве. «В детстве, сказал первый сын, – таких, как вы, я убивал на месте. Из рогатки» Детство Диего Косты ломает наши стереотипы о неблагополучном прошлом большинства бразильских футболистов, выросших в нищете и с утра до позднего вечера пинавших на пустырях позади фавел связанные из рваных тряпок мячи, а то и вовсе пустые консервные банки. Диего появился на свет в городке Лагарту, что в сельскохозяйственном штате Сержипи на восточном побережье страны – самом маленьком из 26-ти бразильских штатов. Настолько крохотном, что в моём солидном «Атласе офицера» при довольно большом масштабе карты это короткое название на территории штата не уместилось, пришлось ставить циферку и делать сноску внизу листа. Сколько-нибудь значимых даже в рамках Бразилии команд в Сержипи не было и нет (да и не будет, наверное – там места хватает, только чтобы широко улыбнуться), но о футболе там, конечно, представление имели. Диего, разумеется, подобно сотням других лагартовских мальчишек, тоже гонял мяч, однако при этом, как остроумно заметил один из «жизнеписателей» Косты, «в кошельках супругов Жозе де Жезуша и Жозилеиды всегда болталась копейка на кусочек хлеба и бритвенный станок для 10-летнего пацана-акселерата».
Не знаю, насколько достоверна байка о щетине на лице Диего в столь юном возрасте, но факт, что семья Коста не бедствовала. Как признавался потом он сам, «я никогда не хотел стать профессиональным футболистом. Да, всегда любил саму игру, но не более того, пока однажды не понял, что иной возможности вырваться в большой свет из нашего провинциального захолустного Лагарту практически нет». В самом деле, выбор у него был небогатый – либо увидеть мир, либо всю жизнь, как папаша, крутить волам хвосты. И Диего перебрался в Сан-Паулу, к дяде Жарминьо, который узрел в нём неплохие футбольные задатки и пристроил 14-летнего племянника в юношескую команду 16-летних «Барселона Эспортиво Капела» парень уже тогда ростом и телосложением превосходил большинство одноклубников.
Задатки задатками, их почти у каждого обнаружить можно, а вот каких-то суперспособностей за Диего не замечалось. Нельзя сказать, что его путь наверх был устлан лепестками роз. Скорее, их шипами. Характер проявился очень быстро – Коста забивал и скверно вёл себя на поле в соотношении примерно 50 на 50, а в какой-то момент получил 4-месячную дисквалификацию по совокупности за пощёчину сопернику и хамство арбитру, который посмел наградить юнца красной карточкой. И трудно сказать, как бы у него сложилось дальше, но однажды на тренировку команды случайно заявился известный португальский «суперагент» Жорже Мендеш и настолько впечатлился действиями 17-летнего «преступника», что тут же предложил ему контракте «Брагой».
Не Бог весть какие это были деньги и не Бог весть какой клуб, но всё же Европа, куда Коста так стремился попасть. Обсуждение в семье было бурным. Матушка Жозилеида вспоминала: «Шум, крики, ругань! Я и не подозревала, что мой маленький Диего знает такие слова. Когда отец заявил ему -«только через мой труп!» – Диего ответил: «А что? И перешагну!» И добавил: «Я в любом случае сбегу. Вы меня не остановите…» Пришлось отпустить.

Футбол в Украине и в мире
